четверг, 8 октября 2009 г.

Аэлита

Цитата сообщения AppassionataПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Аэлита



85 лет назад на экраны вышел фильм "Аэлита" по одноименному роману Алексея Толстого

В эти дни отечественный кинематограф отмечает важную годовщину. 85 лет назад на экраны вышел первый советский фильм из области научной фантастики. Знаменитая "Аэлита" стала настоящим открытием, хотя никакой компьютерной графики в то время ещё не было.

Земной шар на черном фоне, который становится все меньше и меньше. Это первый космический полет человека в полнометражном кино. Сняли его в Москве. В фильме о Марсе - абсолютно советский сюжет. Инженер Лось изобретает ракету и улетает на далекую планету, где влюбляется в царицу и устраивает революцию. Сегодня никого не удивишь ни космическими войнами, ни лазерными мечами. До "Аэлиты" в кино не существовало ни одного штампа.

Алексей Васин, руководитель группы компьютерной графики киностудии "Мосфильм": "Ты видишь работу оператора, видишь работу режиссера, художника, и ты понимаешь, что люди это по-серьезному делали. Они вырезали эти картонки и нелепые пластики, вешали на себя, и они в это верили, то же самое, когда Лукас сейчас снимает - он верит, так и они верили".

Без компьютерных эффектов. Костюмы из проволоки и не знающие земного притяжения марсианские декорации. Сплошная инсталляция художников-авангардистов. Решать какой он, космос, доверили режиссеру Якову Протазанову. Его "Пиковую даму" и "Отца Сергия" уже знал весь мир. Но в этой картине все - эксперимент: первые инопланетяне и первые люди, ступившие на Марс. Как собственно ступать не знали и актеры. Алексей Баталов вспоминает, его дядя - сыгравший красноармейца Гусева, репетировал часами.

Алексей Баталов, народный артист СССР: "С невероятной серьезностью, желая понять, он дома даже говорил: "Если мы здесь удивляемся, отправившись в другой город, то как мне играть удивление от того, что оказался там".

Именитый режиссер, звездный состав актеров, лучшая техника, беспроигрышный сценарий - это был первый советский блокбастер. И беспрецедентная рекламная кампания. За полгода до премьеры в газетах появились объявления: Анта-Адэли-Ута. Без объяснений. Позже выяснилось, что в загадочном наборе слов зашифровано имя марсианки - Аэлиты. Давки на премьере пиарщикам добиться удалось. В кинотеатр не протиснулся даже режиссер Протазанов.

С аншлагом фильм показывали еще три месяца. Но люди шли скорее из любопытства, а не за высокохудожественным кино. То, что вышло на экраны, ничего общего с повестью Алексея Толстого не имело. Ни в день премьеры, ни позже, писатель мнения своего не высказывал. И даже в дневнике не сделал записи. Только имена актеров - карандашом на обратной стороне фотографии. А однажды произнес: "неудачно".

Не неудачно, а неожиданно для писателя вышла Аэлита, уверен всемирно известный фантаст Кристофер Прист. По его роману сняли фильм "Престиж". Премьеры ждал с нетерпением. А после просмотра реакцией было - молчание, как у Толстого.

Кристофер Прист, писатель-фантаст: "Я очень понимаю Алексея Николаевича. Когда пишешь книгу, то представляешь все. Внутри - как будто киноэкран. И, конечно, фильм будет отличаться. И первая реакция будет такой: все не так, как я сам себе представлял. Захочется сказать: глупцы".

Такой была реакция критиков. Газеты пестрили: Аэлита - технически недурно сделанный среднячок, попытка угодить зрителю капиталистических стран. Зарубежные же киноведы так и не поняли: что это - откровенная коммунистическая пропаганда или насмешка над ней. В "Нью-Йорк Таймс" - рецензия на полстраницы. И вся она - о "первой леди Марса" - так Аэлиту окрестили американцы. Отдельный абзац посвящен поцелуям: "сложили губы и носы вместе".

На фоне Москвы и Кремля инженер Лось целовал свою супругу Наташу. За ними с Марса наблюдала Аэлита. Поцелуй - единственно реальная часть сцены, стала по-настоящему фантастической. Никогда до этого в кино на пикантной сцене не делали такой акцент. В итоге космические приключения рассказывали о самом волнующем. О любви.

Сергей Лаврентьев, кинокритик: "Советское кино в 1920-е годы было меккой для кинорежиссеров всего мира. Все мечтали снимать так, как тогда снимали в Москве и Ленинграде. Это единственное время - больше не повторившееся до сих пор".

Лишь каждый пятый фильм эпохи немого кино сохранился. Интерес современников к "Аэлите" угас быстро. Тогда казалось, нет никаких причин оставлять картину на память потомкам. И то, что она уцелела и доступна в идеальном качестве - настоящая фантастика. Как все, связанное с этим фильмом.

(Репортаж Яны Подзюбан)

Комментариев нет:

Отправить комментарий