В Даларне родились и жили два всемирно известных художника - Карл Ларссон и Андерс Цорн. Их дома-усадьбы мы и посетили.
Первой в списке значилась резидеция Ларссона. Из Фалуна на автобусе туда можно добраться за каких-то 20 минут - это местечко Сундборн (Sundborn). Средней красоты (но по местным меркам необычайно красивый) внешне домик оказался в тот день особенно популярным. Экскурсии начинались каждые 10 минут, но уже через полчаса после открытия касс билеты были распроданы на ближайший час, так что приезжать сюда в погожий летний день лучше заранее.
Ларссон очень любил свою семью, ставшую главным мотивом его творчества. Из 8 детей выжило только 5, но все они представлены на его картинах. Дом Карла был по тем временам очень современный: светлый и изнутри выкрашенный в разные (хоть и не кричащие) цвета. В одно из своих путешествий Карл привёз в Швецию что-то типа обогревателя, но во всей стране не нашлось специалистов, знающих, как подсоединить незнакомый предмет, не повредив его. 5 лет нагревательный элемент простоял невостребованным, пока, наконец-то, не нашёлся умелец, знающий толк в иностранной технике.
В каждой комнате Ларссон сделал что-то необычное. К примеру, в собственной спальне, находящейся на втором этаже, он вырезал маленькое окошко в стене, выходящее на его мастерскую - он часто говорил, что собственные картины его вдохновляют, и что нет ничего лучше, чем проснуться и увидеть лучшие шедевры выдающегося мастера. Другая комната - библиотека - украшена открытками с видами разных европейских городов. Карл много путешествовал, но далеко не всегда имел возможность взять с собой всю семью. Тогда он начал привозить открытки, чтобы домочадцы могли насладиться теми же красотами, что и сам художник. Их повесили в специальные углубления под потолком - эта сверхсовременная система представляла собой, на самом деле, что-то вроде диафильмовых картинок. Периодически их меняли, так что семья находилась в "постоянном путешествии", не выходя из дома.
Книг в доме Ларссонов тьма - по словам экскурсовода, их здесь порядка 2000. Карл утверждал, что прочёл их все, однако сегодня многие относятся к этмоу утверждению скептически, считая, что большинство из них просто пролистывал или читал пару страниц, чтобы иметь представление об их содержании.
Ларссоны очень заботились о собственной прислуге, относясь к ним буквально как к членам семьи. Карл настаивал на том, чтобы все ели одинаковую пищу. Для удобства персонала в доме была установлена целая панель управления, изучив которую прислуга всегда точно знала, в какую комнату надо пойти и для чего.
Небольшое ателье Карла очень скоро начало казаться ему слишком маленьким. Новое было построено довольно быстро и стало самым большим ателье художника в мире. Здесь одну из стен полностью покрывает картина, являющаяся по сути эскизом картины для одной военной академии: на смотр солдат собрались все знаменитости Швеции, в том числе и сам Ларссон с лучшим другом - Андерсом Цорном. Ректор академии полностью одобрил картину, попросив лишь, чтобы Карл убрал летающего над армией ангела - по его мнению, "столь красивое женское личико заставит всех вояк влюбиться в этот образ, и служба пойдёт насмарку". Ларссон пошёл на эту уступку, и в Военной академии висит полная копия картины - но без ангела.
Жена Ларссона, Карин, была не менее талантлива, чем её знаменитый муж, но её карьера не сложилась столь успешно в силу разных причин. Карин больше интересовалось дизайном, и чуть ли ни всё, что в доме сделано из ткани - занавески, одеяла, скатерти, многие платья - её рук дело. Нередко Карин создавала и проекты мебели, которые в те времена казались дикими, а сегодня есть во многих шведских домах - ИКЕА позаимствовала в этом доме как минимум две идеи: кровать с встроенными под ней ящиками для постельного белья (или других мелочей) и приземистая кресло-качалка. Кстати, смастерить это кресло Карин попросила своего знакомого плотника. Тот согласился, но нашёл эту задумку столь ужасающей, что попросил подругу никому не говорить, что резчиком был именно он. Дабы сохранить анонимность в ещё большей степени, он трудился над заказом по ночам, днём пряча его подальше - уж очень мастер боялся, что кто-то увидит такой отвратительный стул и навсегда откажется от услуг прославленного столяра. Карин же очень гордилась своим новым креслом, ничуть не смущаясь того, что общество находило его, мягко говоря, странным.
воскресенье, 23 августа 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий