воскресенье, 23 августа 2009 г.

ДВА ДРУГА-ХУДОЖНИКА. КАРЛ ЛАРССОН

В Даларне родились и жили два всемирно известных художника - Карл Ларссон и Андерс Цорн. Их дома-усадьбы мы и посетили.

Первой в списке значилась резидеция Ларссона. Из Фалуна на автобусе туда можно добраться за каких-то 20 минут - это местечко Сундборн (Sundborn). Средней красоты (но по местным меркам необычайно красивый) внешне домик оказался в тот день особенно популярным. Экскурсии начинались каждые 10 минут, но уже через полчаса после открытия касс билеты были распроданы на ближайший час, так что приезжать сюда в погожий летний день лучше заранее.

Ларссон очень любил свою семью, ставшую главным мотивом его творчества. Из 8 детей выжило только 5, но все они представлены на его картинах. Дом Карла был по тем временам очень современный: светлый и изнутри выкрашенный в разные (хоть и не кричащие) цвета. В одно из своих путешествий Карл привёз в Швецию что-то типа обогревателя, но во всей стране не нашлось специалистов, знающих, как подсоединить незнакомый предмет, не повредив его. 5 лет нагревательный элемент простоял невостребованным, пока, наконец-то, не нашёлся умелец, знающий толк в иностранной технике.

В каждой комнате Ларссон сделал что-то необычное. К примеру, в собственной спальне, находящейся на втором этаже, он вырезал маленькое окошко в стене, выходящее на его мастерскую - он часто говорил, что собственные картины его вдохновляют, и что нет ничего лучше, чем проснуться и увидеть лучшие шедевры выдающегося мастера. Другая комната - библиотека - украшена открытками с видами разных европейских городов. Карл много путешествовал, но далеко не всегда имел возможность взять с собой всю семью. Тогда он начал привозить открытки, чтобы домочадцы могли насладиться теми же красотами, что и сам художник. Их повесили в специальные углубления под потолком - эта сверхсовременная система представляла собой, на самом деле, что-то вроде диафильмовых картинок. Периодически их меняли, так что семья находилась в "постоянном путешествии", не выходя из дома.

Книг в доме Ларссонов тьма - по словам экскурсовода, их здесь порядка 2000. Карл утверждал, что прочёл их все, однако сегодня многие относятся к этмоу утверждению скептически, считая, что большинство из них просто пролистывал или читал пару страниц, чтобы иметь представление об их содержании.

Ларссоны очень заботились о собственной прислуге, относясь к ним буквально как к членам семьи. Карл настаивал на том, чтобы все ели одинаковую пищу. Для удобства персонала в доме была установлена целая панель управления, изучив которую прислуга всегда точно знала, в какую комнату надо пойти и для чего.

Небольшое ателье Карла очень скоро начало казаться ему слишком маленьким. Новое было построено довольно быстро и стало самым большим ателье художника в мире. Здесь одну из стен полностью покрывает картина, являющаяся по сути эскизом картины для одной военной академии: на смотр солдат собрались все знаменитости Швеции, в том числе и сам Ларссон с лучшим другом - Андерсом Цорном. Ректор академии полностью одобрил картину, попросив лишь, чтобы Карл убрал летающего над армией ангела - по его мнению, "столь красивое женское личико заставит всех вояк влюбиться в этот образ, и служба пойдёт насмарку". Ларссон пошёл на эту уступку, и в Военной академии висит полная копия картины - но без ангела.

Жена Ларссона, Карин, была не менее талантлива, чем её знаменитый муж, но её карьера не сложилась столь успешно в силу разных причин. Карин больше интересовалось дизайном, и чуть ли ни всё, что в доме сделано из ткани - занавески, одеяла, скатерти, многие платья - её рук дело. Нередко Карин создавала и проекты мебели, которые в те времена казались дикими, а сегодня есть во многих шведских домах - ИКЕА позаимствовала в этом доме как минимум две идеи: кровать с встроенными под ней ящиками для постельного белья (или других мелочей) и приземистая кресло-качалка. Кстати, смастерить это кресло Карин попросила своего знакомого плотника. Тот согласился, но нашёл эту задумку столь ужасающей, что попросил подругу никому не говорить, что резчиком был именно он. Дабы сохранить анонимность в ещё большей степени, он трудился над заказом по ночам, днём пряча его подальше - уж очень мастер боялся, что кто-то увидит такой отвратительный стул и навсегда откажется от услуг прославленного столяра. Карин же очень гордилась своим новым креслом, ничуть не смущаясь того, что общество находило его, мягко говоря, странным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий